В проекте «Не выходя из леса» Влад Юрашко, заимствуя методы лингвистического анализа и экстраполируя его на язык живописи, занимается поисками этимологии и своего рода праязыка - архетипического образа славянской души, коим, по мнению автора, становится образ леса. Художник пытается нащупать те факторы, которые формируют картину мира современного русского человека, и, анализируя собственный жизненный путь, четко определяет те вехи, те аффекты, которым когда-то подвергся он, и может подвергнуться каждый: ужасы армии, первые столкновения с бытовой агрессией, духовные и художественные практики. Наподобие опытам духовных практик, методы брутального воздействия, прочно ассимилированные армейской системой, также работают на расширение пределов и границ сознания, становясь равноправным участником дискурса о силе эксперимента. Понятие «леса, из которого нет выхода» - это не только топографическое местоположение службы, но опыт лет, проведенных в диком, а временами животном, сознании. Сколько этапов эволюции нам еще предстоит пройти, чтобы, наконец, признать свою уязвимость и перестать жить по законам леса? Влад Юрашко родился в 1970 году в Полтаве. Окончил Харьковскую Государственую Академию дизайна и искусств. Живет и работает в Москве. |
Валентин Дьякон
Я из лесу вышел
Источники вдохновения для новой серии Влада Юрашко представляют собой смесь ряда далеких культурно-исторических ассоциаций с личным – и достаточно травматическим - опытом. В первую очередь художника интересует тема леса и национального самоопределения. Конкретнее – так называемый “буковый аргумент”, обсуждавшийся в истории и лингвистике с конца XIX века. Анализ славянских языков продемонстрировал, что слово “бук” - заимствованное, а следовательно, прародина этого этнического типа лежала вне ареала распространения дерева. Позже “буковый аргумент” сыграл второстепенную, но важную роль в нацистской идеологии: Германия виделась страной бука и должна простираться до границ его произрастания. Палеоботанические данные опровергли “буковый аргумент”. Размышления о политической географии привели художника к мысли о лесном пейзаже как явлении русской культуры. Такой пейзаж всегда был политическим не только в русском искусстве. Лес – это экосистема, обладающая внутренней логикой, далекой от ступеней развития цивилизации. Борьба с лесом за право жить вне его, но пользоваться его плодами характерна как для Германии, так и для России. Лес скрывает партизанов, кормит дачников и – особенно – крестьян, но взамен требует отказа от строительства как личности, так и общества. Недаром в эпоху сталинской индустриализации чистый пейзаж, без признаков жизни и социалистического строительства, котировался невысоко, а то и считался диверсией или халатностью со стороны художника.Николай Некрасов Партизаны – противоположность регулярной армии, хотя цели у обеих групп схожи. Лесу противостоит организованный труд, подчинение общей, но человеческой воле. Отказ от индивидуальности ради жестких правил характерен и для второй составляющей проекта – личного опыта художника. На этой выставке Юрашко продолжает тему армейской службы и связанных с нею ритуалов. Но теперь армия рифмуется с другим испытанием на прочность и лояльность – участием в реконструировании перформансов Марины Абрамович во время ее ретроспективы в центре современной культуры “Гараж” (2011). Обряды инициации различны. В армии старослужащие несколько раз со всей силы бьют салагу по заду кирзовыми сапогами. Теперь он готов стать солдатом. После истечения срока службы, солдат, если он не продолжает профессиональную деятельность в армии, становится “настоящим мужчиной”, прошедшим не только болезненные обряды, но и, предположительно, огонь и воду. Абрамович в духе восточных монастырей обещает раскрытие личности и духовную крепость. Игра в войну и игра в искусство экстремальны с точки зрения повседневной жизни. Они пересекаются в нескольких точках. Перформанс со скелетом дарит, по Абрамович, близкое знакомство со смертью. Служба в армии тоже предназначена для того, чтобы человек не боялся смерти или, по крайней мере, был готов противостоять ее насильственному варианту. Синтез истории и опыта у Юрашко нигде не превращается в иллюстрацию или тезис. Его серия – это работа инстинкта. Следы культуры и природы накладываются друг на друга. Путать их помогает приблизительная техника, нечто среднее между акварельным размывом, искусственной патиной и взглядом сквозь слезы. Как и всякий современный живописец, Юрашко вынужден самоопределяться относительно фотографии, которая практически заменила эскизы и этюды в качестве универсального средства подготовки к созданию произведения. Художник фотографирует и отдельно, не в прикладном смысле, а следовательно, четче видит границу между техниками. У многих современных авторов эта граница стерта. Слишком часто мы видим буквальный перевод с одного языка на другой. В результате такого перевода изображение зависает между двумя принципиально разными модусами правдоподобия, что характерно как для случаев, когда живопись превращается в постановочный снимок (или их последовательность, как в видео АЕС+Ф), так и для повторений фотографии на холсте. В проекте “Искусство памяти” (совместно с Викой Шумской) художник и сам попал в эту ловушку, посчитав изготовление портретов исторических деятелей эпохи перестройки 1980-1990-х годов на основе как более, так и менее известных снимков инструментом для высказывания об истории и личном опыте. Живописная копия фотографии, однако, тавтологична в том случае, когда превращает первоисточник в этюд, заменяя строгость факта присутствия объекта и субъекта съемки в одном и том же физическом пространстве спонтанностью, характерной для скоростной работы над фиксацией и форматированием зрительного впечатления. В проекте для галереи pop/off/art Юрашко действует иначе. Здесь фотографический скелет просвечивает сквозь слои живописи. Факт опосредован краской, а не повторен ею. Благодаря этому здесь нет прямого ответа на интересующий художника вопрос “Вышла ли наша цивилизация из леса?”. Это как посмотреть: может, и древние формы человеческих сообществ – армия и театр, предок перформансов Абрамович – тоже род леса. По крайней мере, потерять себя легко в любом окружении, если не присматриваться к нему. |
Галерея pop/off/art не рассматривает и не принимает портфолио новых художников.